RSS
Подписаться на новости:      
  • position : 0
  • volume : 0
Change the position:
Как вы оцениваете предложение владимирских эсеров провести народный референдум по возвращению прямых выборов мэра г. Владимира?
 
 
 
11
Июля 2020
Суббота
 
         
Главная  /  Пресс служба  /  От первого лица  /   С 1 июля начинается переход на «умные» счетчики электроэнергии: чего ждать?

С 1 июля начинается переход на «умные» счетчики электроэнергии: чего ждать?


Первого июля несет россиянам на этот раз довольно много интересных изменений. И в данном случае я говорю не о Конституции. Ни пандемия, ни снижение нефтегазовых доходов не смогли отсрочить цифровизацию ЖКХ. И уже с 1 июля, как и планировалась, начнется обязательный переход всех россиян на "умные счетчики" на электроэнергию. Устанавливаться они будут как в многоквартирных, так и в частных домах. Переход на интеллектуальную систему учета энергопотребления является обязательным. Вопрос лишь во времени этого перехода.
В новостройках "умные счётчики" начнут устанавливать сразу. В старом фонде замена будет производиться постепенно по мере выхода из строя действующих. И хотя Закон не обязывает переходить на новую систему учета, для собственников, отказавшихся от переустановки после выхода из строя действующих счетчиков, расчёт электроэнергии будет производиться по нормативам с учётом повышающего коэффициента (сейчас он составляет 1,5).
В идеале переход на интеллектуальных расчет оплаты за электроэнергию будет осуществляться для граждан бесплатно. За установку и замену счётчиков отвечает гарантирующий поставщик или сетевая организация. 30-процентная экономия от снижения потерь, как ожидается, окупит их расходы на новые приборы. .Вместе с тем, умалчивается, что велика вероятность, что затраты на установку все-таки будут учтены при утверждении тарифов на электроэнергию. Вскользь такой вариант упоминается, хотя и уточняется, что в связи с ограничением роста тарифов инфляцией сильно на конечную цену в платежке это не повлияет. Но главным является все-таки не это.
Установка новых интеллектуальных счетчиков - первый этап реализации концепции цифровых сетей, основной целью которой является снижение технологических потерь электроэнергии. Как указывалось в обосновании введения новой системы, "проблемой сетевиков и сбытовых компаний остаются разногласия о поставленной и полученной электроэнергии, недопустимо высокий уровень потерь. Причем технологические потери в большинстве случаев находятся в пределах нормативов" (прим. то есть не подпадают под нарушение).
И суть новой системы заключается в том, что приборы будут сами отслеживают расход электричества и дистанционно передавать данные поставщику услуг. Как следует из официальных сообщений, теперь "не нужно будет больше самостоятельно вносить данные и заполнять квитанции, всё произойдёт автоматически. Новые приборы учета электроэнергии будут отслеживать количество расходуемого жильцами ресурса и дистанционно передают данные в компанию". Но кого в итоге будут "отслеживать" новые система, из внесенных поправок не понятно.
Так, есть еще одно интересное уточнение: если потребитель регулярно задерживает оплату счетов, "умные счетчик" будут ограничивать подачу электроэнергии. Таким образом, новый механизм позволит отказаться от практики "разбрасывания задолженности" между всеми жильцами и позволит возлагать ответственность непосредственно на должника. Не правда ли странный переход? Если начальной целью ставится предотвратить банальное воровство электроэнергии в цепочке "сетевик- сбытовая компания", то какое отношение к этому имеют задолженности физлиц?
Еще более интересным является вопрос, вероятна ли ситуация, когда в результате разборок между сбытовыми компаниями, сетевиками и УК "крайним" станет собственник, который уже в суде будет добиваться подачи ему электроэнергии в полном объеме. В своей практике в СФ я не раз сталкивался с ситуациями, когда целые многоквартирные дома, исправно оплачивающие свет или воду, оказывались отключены из-за долгов УК и месяцами добивались правды в суде. Что даст новая система и собственно чей расход и на каком уровне она действительно будет отслеживать? А ведь речь не об эксперименте, а о массовом повсеместном переходе. К 2023 году новые счетчики будут стоять во всех домах и организациях.
Вообще прядок полного или частичного ограничения энергопотребления и так уже установлен Законом, в соответствии с которым осуществляется это ограничение собственником самостоятельно. Есть и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019, с изм. от 02.04.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), которое прописывает процедуру и частичного, и полного приостановления оказания коммунальных услуг.
Понятно, что самостоятельное ограничение подачи электроэнергии собственником -это слабое место Закона, но этот механизм сохраняется. Нововведением же является дополнение ФЗ "Об электроэнергетике" положением о том, что в случае неоднократного возникновения ситуаций ограничения энергопотребления у собственника сетевая организация (гарантирующий поставщик, если соответствующий потребитель электрической энергии является потребителем коммунальных услуг в многоквартирном доме) устанавливает технические средства удаленного ограничения при их отсутствии. "Нарушитель" обязан по требованию сетевой организации (гарантирующего поставщика) обеспечить доступ к местам установки технических средств удаленного ограничения и возместить расходы сетевой организации (гарантирующего поставщика) на установку указанных технических средств удаленного ограничения.
Если вернуться к "общему" Постановлению о предоставлении коммунальных услуг, то оно пополнилось новым пунктом, в котором указывается, какая задолженность позволяет ограничивать потребителя в получении энергоресурсов. Как ожидалось, вступит новое правило с 2020 года, но пока его действие приостановлено до 01.01. 2021 года. И так, исполнитель имеет право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, установленные Законом.
А что устанавливает Закон? "Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения".
Подчеркну, что речь тут идет о ВСЕХ коммунальных услугах, но именно в отношении электроэнергии основанием станут показания полученных дистанционно данных.
Как именно будет производиться ограничение поставки электроэнергии должнику, пока в Законе не уточняется. Нет точной расшифровки и понятия "неоднократного нарушения". Вопрос штрафных санкций тоже еще прорабатывается. Есть пока только общий порядок определения сроков и размеров задолженности, как видно из Постановления. И хотя общая идея интеллектуального контроля, казалось бы, понятна, узкими моментом является регулирование споров при полной автоматизации передачи данных. А вопрос, стимулирует ли такой прядок большую ответственность тех же УК и поставщиков, вообще-то остается открытым. Пока я лично не увидел на него ответ.

Смотрите также:
© 2009 Информационный портал политической партии Справедливая Россия