Мобильная версия    RSS
Подписаться на новости:      

Texte alternatif

  • position : 0
  • volume : 0
Change the position:
Как вы оцениваете предложение владимирских эсеров провести народный референдум по возвращению прямых выборов мэра г. Владимира?
 
 
 
19
Ноября 2018
Понедельник
 
         

Депутаты фракции "СР" о проблемах в здравоохранении

04.07.18
Депутаты фракции "СР" о проблемах в здравоохранении

 

3 июля в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступила Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Ольга Епифанова, Олег Николаев и Федот Тумусов, выступил Федот Тумусов.

Ольга Епифанова:

– Уважаемая Вероника Игоревна, в структуре смертности в России онкологические заболевания занимают второе место после болезней системы кровообращения. Рак стал страшным национальным бедствием.

Многие годы государство фактически закрывало глаза на эту проблему, не хватало современных средств диагностики, не было специалистов, не хватало средств на лечение больных, а крупнейший онкоцентр им. Блохина просто не справлялся с потоком больных.

В марте этого года Президент в своём Послании Федеральному Собранию поставил задачу реализовать специальную общенациональную программу по борьбе с онкозаболеваниями и выйти на современный самый высокий уровень в этом направлении.

В связи с этим, уважаемая Вероника Игоревна, у меня вопрос. Что Минздрав делает для исполнения Послания Президента по борьбе с раком? Что делается в области ранней диагностики, эффективного лечения заболевания, в сфере подготовки научных кадров и врачей первичного звена, модернизации онкоцентров, а также вопрос по ситуации в отечественной фарминдустрии по онкопрепаратам?

Вероника Скворцова:

– Спасибо большое.

Уважаемая Ольга Николаевна, при Минздраве создан координационный совет, разрабатывающий онкологическую программу. Это более 60 ведущих специалистов страны: онкологов, радиологов, химиотерапевтов, представителей заинтересованных ведомств, Российской академии наук и так далее.

В настоящее время программа практически создана, сформирована, она многокомпонентна и комплексна, включает, первое – повышение всеобщей настороженности к онкологическим заболеваниям, включая врачей первичного звена и специалистов первичного звена. Для этого с прошлого года мы реализуем программу повышения квалификации – это дистанционное обучение по интерактивному, хорошо иллюстрированному модулю. Мы видим прекрасный результат. Сейчас уж 80% участковых терапевтов прошли и сертифицированы по этой программе. Мы продолжаем в этом направлении охватывать врачей общей практики и узких специалистов.

Второй момент – это создание амбулаторных онкологических служб, где можно за две недели по понятному перечню исследований поставить диагноз человеку, и создание референтных цифровых центров второго мнения, экспертного мнения, для подтверждения диагноза.

Третий момент – это модернизация региональных онкологических центров, онкологических клиник и отделений, в том числе включая компоненты ядерной медицины, создание ПЭТ-службы в каждом регионе с учётом международного расчёта – 1,2 на миллион населения, создание межрайонных, межрегиональных онкологических центров, имеющих активные, горячие радионуклидные койки и некоторые дополнительные опции. И развитие федеральных центров с подключением не только самых последних механизмов ядерной медицины, но и механизмов персонифицированной медицины, поскольку важным компонентом программы является её инновационная составляющая – это онковакцина, это жидкостная биопсия, это технология генного модифицирования (CAR) и ряд других самых современных прорывных технологий.

Конечно, важнейшая часть программы – это подготовка кадров не только медицинских, но и немедицинских (радиохимики, радиофизики, медицинские физики и так далее). Мы имеем эти расчёты поэтапно, по годам. И это цифровизация создания единой информационной онкологической программы, которая будет работать во всех регионах страны. По всем направлениям работа уже сейчас идёт. Спасибо большое.

Олег Николаев:

– Уважаемая Вероника Игоревна, я продолжу тему централизации закупок лекарственных препаратов для больных орфанными заболеваниями. На самом деле, вы очень коротко сказали о том, что эта проблема будет решаться путем централизации. Но буквально недавно был отклонен законопроект, разработанный фракцией " СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и коллегами из других фракций, который предполагал именно такое же решение по шести наиболее затратным болезням. Просьба обозначить параметры предполагаемого решения, потому что вы очень коротко сказали, в каком виде это будет реализовано: либо это будет постановление Правительства, либо законопроект. И чего от этого ожидать регионам? Спасибо.

Вероника Скворцова:

– Механизм до сих пор окончательно не определен. Он обсуждается на площадке Правительства Российской Федерации. Вместе с тем, все-таки большинство склоняется к тому, чтобы централизовать закупки по наиболее высокозатратным орфанным препаратам. Критериями их отбора являются дебют заболевания в детском возрасте, патогенетический характер действия этих препаратов, то есть возможность полной компенсации функционального дефицита профилактикой инвалидности, сохранение жизни этим детям и, соответственно, тем взрослым, которые из этих детей формируются.

По нашему мнению, это пять препаратов. Это три типа мукополисахаридоза, первый, второй и шестой типы. Это гемолитико-уремический синдром, без которого дети умирают от острой почечной недостаточности, если нет соответствующего лечения. И это ювенильный ревматоидный артрит, тяжелое заболевание. При применении ранней терапии полностью человек здоров, занимается физкультурой и так далее. Эти пять – нозологические формы, это 65% стоимости всех 24-х заболеваний. Я сегодня говорила, что, по нашим расчетам, это даст снижение цены при оптовой закупке и при правильном отношении к определению цены контракта. Мы сможем реально улучшить ситуацию, потому что с остатком по остальным нозологическим формам регионы справятся.

Однако есть и другое мнение – не выбирать самим нозологические формы, а дать субсидию регионам на исполнение региональных полномочий по всем 24 заболеваниям, которые утверждены перечнем. Поэтому обе позиции существуют. Минздрав поддерживает в большей степени первую позицию и в том случае, если наше мнение будет поддержано в Правительстве, мы надеемся, уже с 2019 года это будет включено. Спасибо.

Федот Тумусов:

– Уважаемая Вероника Игоревна!

Для решения задачи повышения заработной платы врачей и других медицинских работников на местах проводилась так называемая оптимизация, сокращались важные статьи бюджета здравоохранения, например, на лекарственное обеспечение.

Я недавно встречался с врачом, как говорят у нас, "от бога" и был удивлен тем, что сокращаются ежегодно квоты для проведения на местах высокотехнологичной медицинской помощи, и заработная плата хирурга мирового класса почти такая же, как у рядового врача.

Вопрос. Почему сокращаются квоты для проведения высокотехнологичной помощи на местах? И уравниловка в заработной плате – это продуманная политика или это всё-таки ошибка? Спасибо.

Вероника Скворцова:

– Спасибо большое, уважаемый Федот Семёнович.

Первый момент. У нас объёмы высокотехнологичной помощи растут каждый год, и по результатам 2017 года мы выполнили лечение одного миллиона 37 тыс. человек с помощью высоких технологий. Я напоминаю, что в 2013 году это было 505 тысяч всего. Почему так объёмы растут? Потому что все растиражированные методы больше не квотируются, а опускаются в базовую программу ОМС, и они по востребованию, по необходимости используются. И фактически все регионы, 70 с чем-то, работают в базовой программе ОМС по высоким технологиям.

Кроме того, сохраняется обособленный сегмент для действительно уникальных и самых сложных высокотехнологичных операций, по ним в прошлом году было выделено шесть млрд руб. Эти деньги увеличились, а не уменьшились, но они выделяются лицензированным клиникам к данным конкретным исследованиям, находящимся в регионах, в том случае, если региональные бюджеты как бы заложили определённый ресурс, который дополнительно доплачивается из федерального бюджета. В том случае, если не произошло регионального бюджетирования, и регион не выразил своей заинтересованности, эти больные направляются в федеральные центры, которые работают на всю страну.

Что касается заработной платы. Действительно, в 2012 году мы столкнулись с тем, что в девять раз отличались заработные платы внутри одного и того же региона на одну и ту же специальность, одну и ту же должность и уровень квалификации. Наша задача была проанализировать эту ситуацию. Выяснилось, что она связана с очень низкой долей оклада внутри заработной платы, значит, в большинстве регионов оклад не превышал 20% и, таким образом, 80% на компенсационные и стимулирующие выплаты позволяли недобросовестным руководителям медицинских организаций просто манипулировать этими деньгами по разным принципам. Поэтому Минздрав создал, во-первых, жёсткие критерии, согласно которым можно стимулировать и, соответственно, выплачивать стимулирующие выплаты, и, кроме того, рекомендовал регионам поднять уровень оклада до 55-60%. В настоящее время более 60 регионов так и сделали, и только благодаря этому мы выполнили указы Президента и выровняли сейчас заработную плату, она стала значительно более справедливой и при этом сохраняется люфт в 40% на эффективность. Вот такой ответ. Спасибо.

Выступление от фракции Федота Тумусова:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД –Прим. ред.), уважаемая Вероника Игоревна, уважаемые депутаты Государственной Думы!

Буквально несколько дней назад я с этой высокой трибуны докладывал законопроект, внесённый депутатами "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", о централизации закупок лекарств для редких и орфанных заболеваний по шести заболеваниям. Законопроект был усилиями "Единой России" отклонён, но сегодня Вероника Игоревна всех нас обрадовала, сегодня она заявила, что по пяти орфанным заболеваниям такое решение очень скоро будет принято, и это всех не может не радовать.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить огромную благодарность Веронике Игоревне за внимательное отношение к выступлениям и обращениям фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Так, на предыдущем "правительственном часе" я обращал внимание на вопросы традиционной медицины в нашей стране, и после этого возобновил работу совет Минздрава по традиционной медицине, который несколько лет не работал. Прошло уже два заседания, есть договорённость провести в одном из регионов Российской Федерации выездное заседание совета.

В вопросах лекарственного обеспечения населения, несмотря на имеющиеся проблемы, нельзя не отметить и очевидные успехи. Например, фармацевтическая промышленность у нас в стране – одна из самых динамично развивающихся отраслей. В денежном выражении ежегодный темп роста составляет 10-12%. Растёт и доля отечественных лекарственных средств. Принимаются реальные меры по обеспечению надлежащего качества лекарственных средств.

Но, с другой стороны, пока ещё не удаётся снять остроту проблем по обеспечению лекарствами отдельных категорий граждан. Всё ещё велико недоверие к качеству лекарственных средств, производимых отечественными фармацевтическими предприятиями.

Вполне очевидно, что задачу, поставленную Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным по повышению средней продолжительности жизни россиян до 78 лет, а далее и до 80 лет, невозможно решить без устранения барьеров повышения доступности обеспечения лекарствами всех категорий населения.

Кстати, завтра фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проводит расширенное заседание Экспертного совета по проблемам реализации майского указа Президента.

А вчера в Государственной Думе проводились парламентские слушания по государственной информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения. В ходе заседаний прозвучали заявления о ряде проблем, о которых здесь коллеги тоже говорили, в том числе, что система, которую планируется внедрить в обязательном порядке в ближайшее время, ещё не до конца проработана, она в значительной степени ещё сырая.

На слушаниях представители фармпроизводителей сообщили, что 15% качественной, реально качественной фармпродукции, производимой на заводах, сейчас может браковаться из-за технических проблем маркировки по данной системе.

Продолжает оставаться актуальным вопрос цены на лекарства. Здесь об этом тоже очень много говорилось, в частности, внедрение системы угрожает исчезновением с рынка самых доступных для населения лекарственных препаратов, препаратов так называемой низкой ценовой категории.

Я понимаю, что согласно данным Росздравнадзора до 65% фальсифицированной продукции относится к данной категории, однако, как метко вчера было замечено на слушаниях, данные препараты приобретают в основном пожилые люди, которые не пользуются смартфонами и прочими электронными штуками, и наверняка не будут пользоваться приложениями для распознавания фальсификата.

Партия и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает против существующей системы медицинских страховых компаний, мы не раз об этом говорили. Мы считаем, что она не просто неэффективна, но порочна и вредна. Но мы за ускоренное решение вопроса о лекарственном страховании, поскольку, мы считаем, что бесплатное лекарственное обеспечение должно быть для всех категорий больных вне зависимости от того, где они лечатся: в стационаре или амбулаторно.

Уважаемая Вероника Игоревна, хочу обратить ваше внимание ещё на один аспект комплексной проблемы развития производства отечественных лекарственных средств. В апреле этого года мы провели круглый стол на тему: "Проблемы законодательного регулирования инновационных лекарственных препаратов". На нём видные врачи, учёные, представители государственных органов рассказали о крайне сложной системе внедрения российских инновационных лекарственных препаратов.

По итогам круглого стола готовим депутатский запрос в адрес Минздрава. Запрос основан на предложениях медицинского отделения Российской академии наук о необходимости разработки научно обоснованных регуляторных требований для нового класса релиз-активных лекарств на основе высокого разведения антител. Я надеюсь, что Минздрав очень внимательно отнесётся к этому вопросу.

В заключение хочу сказать, что в рамках реализации общенациональной задачи увеличения средней продолжительности жизни фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" готовит законопроект о комплексной медико-социальной помощи гражданам старшего поколения.

Вчера в моей родной Республике Саха (Якутия) аналогичный закон был принят в окончательном чтении. Думаю, что и нам на федеральном уровне такой законопроект надо принять. Надеемся, что Минздрав Российской Федерации поддержит нашу законодательную инициативу. Спасибо за внимание.

 

 

© 2009 Информационный портал политической партии Справедливая Россия