RSS
Подписаться на новости:      
  • position : 0
  • volume : 0
Change the position:
Как вы оцениваете предложение владимирских эсеров провести народный референдум по возвращению прямых выборов мэра г. Владимира?
 
 
 
26
Июня 2022
Воскресенье
 
         
Главная  /  Пресс служба  /  От первого лица  /  Плату за тепло и воду будут считать "по эталону": чего ждать от новой системы тарифов ЖКХ?

Плату за тепло и воду будут считать "по эталону": чего ждать от новой системы тарифов ЖКХ?

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития подготовили Проект нового закона о тарифах ЖКХ. Тарифы по нему формируются преимущественно методом эталонных затрат.
С началом отопительного сезона все "просчеты" нашей системы ЖКХ ощущаются регуляторами особенно остро, тем более, что и сроки поджимают… Новеллой этой осени стал проект закона, в котором Минэкономразвития вместе с ФАС сформировало порядок определения эталонных тарифов для водо- и теплоснабжения.
Вопреки протесту "промышленников", спорная концепция начисления тарифов на "воду" и теплоснабжение с применением эталонов, обсуждающаяся уже много лет, наконец приобрела конкретные очертания. Только вот не уверен, что тут действительно можно говорить о конкретике.
Какие сроки перехода на новую систему?
Как следует из приложения к законопроекту "Об эталонных тарифах" (назову так для краткости), вводиться эталоны в регионах будут поэтапно. Планируется, что в августе 2020 г. ФАС и Минэкономразвития протестируют расчет эталонов. В 2021 г. они заработают сразу в 49 регионах, в 2022 г. – еще в 20, в 2023 г. – в 16, среди которых Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Таким образом, в 2023 году будет завершен полный переход.
Что будет сделано?
Как ожидается, эталонные тарифы сформируются на основе данных производственной деятельности, когда все системы предприятия функционируют в нормальном режиме, то есть эталонные тарифы не будут содержать излишние издержки производства.
По данным ФАС, в зависимости от технических и географических параметров планируется устанавливать единый эталонный уровень затрат на федеральном уровне. Это будет первой частью тарифа. Вторую часть тарифа планируется устанавливать на региональном уровне с учетом необходимости вложения инвестиций в целях сбалансирования итогового тарифа. Эталоны предложено формировать исходя из экономически обоснованных операционных расходов, условий, в которых работают организации, а также информации, которую сами они должны будут раскрывать в Единой информационно-аналитической системе (ЕИАС). Расходы, по которым будут рассчитывать эталоны, должна определить ФАС.
Чтобы установить, какие операционные затраты обоснованны, предприятия ЖКХ условно разобьют на группы. Так, отдельно будет вестись расчет для холодного и горячего водоснабжения, для производства тепла с использованием разного вида топлива.
А станет ли дешевле?
И вот тут у экспертов как были, так и остались неснятыми множество вопросов. Собственно, за все годы дискуссий особого прогресса в конкретизации так достигнуто и не было. И до сих пор не вполне ясно, как проводить унификацию и устанавливать некий единый стандарт, "эталон", когда по стране работает огромное количество предприятий водного коммунального хозяйства с совершенно разными техническими показателями и условиями производства. Условия их функционирования зависят от уровня износа, географического расположения, нагрузки, климатических факторов и множества других показателей, которые должны будут как-то усредняться до нескольких эталонных систем расчета. Особенно "нравится" мне и такой показатель, как "экономически обоснованные операционные расходы". Являясь чисто экономическим понятием, данный параметр определяется для каждой отрасли отдельной формулой. ФАС пока не предоставила своей формулы расчета именно для данных услуг ЖКХ. Но могу сказать, что зачастую в российском законодательстве включение в расчет на уровне федерального законодательства показателя "экономически обоснованных расходов" вызывает массу проблем в применении.
Как указывается, одна из целей установления эталонного тарифа на услуги ЖКХ – устранить тарифную дискриминацию. В частности, поясняя ситуацию летом, глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что тарифы в соседних регионах нередко различаются в несколько десятков раз.
"Если ты производишь куб воды в тех же условиях климатических, в соседней области, в 54 раза дороже, то очевидно, метод сравнительного анализа показывает, что ты получил завышенный тариф", - пояснял глава ФАС. Введение эталонных тарифов, таким образом, должно снизить затраты россиян на оплату этих услуг ЖКХ. Но если различные предприятия будут обязаны в целях повышения эффективности и снижения затрат (а в итоге тарифов для населения) придерживаться какого-то эталонного нормирования затрат, то есть вероятность, что, "втискиваясь" в норматив по затратам любой ценой, "проблемные" игроки рынка будут просто снижать качество услуг: снижать напор воды, понижать температуру, качество поставляемой воды и т.п.. Главный же показатель – это затраты и эффективность этих затрат.
При этом не стоит забывать, что остается второй, "региональный" компонент в расчете тарифа, тот самый, который и учтет "все особенности" конкретного региона. Если посмотреть сейчас на систему тарифообразования, то, при установлении общих границ для роста тарифов ЖКХ на федеральном уровне, уже "подкручивание" тарифов, и зачастую в большую сторону (причины могут быть разными), происходит как раз на региональном уровне. Так вот сейчас, если следовать логике нового законопроекта, на федеральном уровне вопрос будет регулироваться за счет расчета пресловутого "эталона" на основе усредненного показателя экономически оправданных затрат предприятий ЖКХ, а на региональном уровне все так же будет происходить дальнейшая "настройка". И я не вижу оснований утверждать, что регионы позволят сохранить федеральное снижение, если даже оно и будет иметь место.
Почему сейчас идея эталонного тарифа мне кажется весьма сомнительной? 
– во-первых, в силу того, что от механизма "равнения" на некоторое показательное предприятие ЖКХ для формирования такого тарифа по понятным причинам отказались, но и общей автоматизированной системы учета всех предприятий ЖКХ у нас сейчас и близко нет;
- во-вторых, как при такой системе гарантировать потребителя от возрастающих рисков банкротства ряда поставщиков услуг, которые либо "не потянут" новые ограничения по расходам и обанкротятся, либо воспользуются этой новой возможностью для банкротства;
- в-третьих, не хочется быть пессимистичным, но пункт о масштабном использовании искусственного интеллекта при формировании новых тарифов вызывает у меня некоторый скепсис. Не то чтобы не было веры в новые технологии или успешных примеров их применения на практике, но конкретно в данном вопросе речь идет о еще не созданной системе, притом что переход на эталонные тарифы начнется уже со следующего года;
Таким образом, как, увы, и во многих других случаях, мы видим весьма сырой проект закона с весьма сомнительными последствиями его принятия. Не являюсь полным противником идеи эталонных тарифов ЖКХ. Но данная реформа, направленная на сдерживание тарифов ЖКХ при повышении экономической эффективности работы предприятий отрасли, в обнародованном варианте не решит ни ту, ни другую проблему.
 

Смотрите также:
© 2009 Информационный портал политической партии Справедливая Россия