RSS
Подписаться на новости:      
  • position : 0
  • volume : 0
Change the position:
Как вы оцениваете предложение владимирских эсеров провести народный референдум по возвращению прямых выборов мэра г. Владимира?
 
 
 
02
Апреля 2020
Четверг
 
         
Главная  /  Пресс служба  /  Актуально  /  Готова ли отрасль к "суверенному интернету" с 1 ноября?

Готова ли отрасль к "суверенному интернету" с 1 ноября?

  

В мае президентом был подписан многострадальный "Закон о суверенном интернете",  полное же его название - Федеральный закон от 01.05.2019 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В законе много "но" от самого посыла до устанавливаемых мер. В обосновании инициаторы данного законопроекта указывают на высокие риски для России в свете принятой стратегии кибербезопасности США, которые и предлагается снизить, создав механизм контроля и возможного (в случае надобности) отключения части проводной системы интернета при наличии различного роза угроз извне.

Если кратко, то решить проблему, грубо говоря, предлагается двумя способами:

1. Создать на территории РФ свою систему доменных имен.

2. Передать все точки граничного перехода интернет-кабелей Роскомнадзору и установить блокировщики по контенту.

Ожидается, что установленное оборудование будет фильтровать трафик, ограничивая доступ к запрещенным в России ресурсам (сейчас операторы делают это самостоятельно, но качество фильтрации зависит от возможностей каждого из них). Предлагается, среди прочего, создать национальную систему получения информации о доменных именах и сетевых адресах, которая будет дублировать список доменных имен и номеров автономных систем, делегированных российским пользователям.

 

Если развернуто, то для этого обмен трафиком на территории страны будет осуществляться только через специально одобренные и внесённые в соответствующий реестр точки обмена. Напоминаю/поясняю, так как понятие это новое, что "точки обмена трафиком" - это  физическое место, где соединяются между собой сети различных организаций (крупных компаний, провайдеров интернет-услуг, хостинг-провайдеров и т. п.). Все эти "точки обмена" войдут в специальный реестр. А организации–владельцы сетей, имеющие связь с более чем одним провайдером, получат  номер автономной системы и тоже будут занесены в реестр. 

 При этом все провайдеры обязываются обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования Инета на территории РФ.

Оплатить эти пока еще не вполне понятные  системы противодействий обещает, правда, государство. Необходимые расходы заложены в бюджете в размере 30 млрд рублей, хотя сумма может и увеличиться. И главное, что сразу вызвало многочисленные возмущения про "закрытие" интернета и цензуру интернета, вопрос о наличии той самой угрозы, когда будет производиться отключение с переходом на "аварийный" российский механизм, решается Роскомнадзором. Операторы, не исполняющие указания Роскомнадзора или правоохранительных органов, могут быть отключены от точек обмена. Роскмонадзор должен  также разработать все подзаконные акты, без которых закон выглядит почти как сказка-страшилка. Проблема заключается в том, что фактически пустой документ вступит в силу уже 1 ноября, а тех самых подзаконных актов у Роскомнадзора пока нет - нет в силу того, что сфера это новая и не вполне понятная для регулирования, нет, так как отраслевое сообщество уже высказало ряд весьма существенных опасений в свете возможного ограничения связи после вступления в силу нового закона. 

Так, например, у крупнейших игроков рынка возник резонный вопрос: не приведет ли к сбою всей системы ее централизация и вообще, собственно, нужен ли пункт о российских доменах, если таковые и так уже есть и работают. Есть в РФ и 11 корневых серверов, чего вполне достаточно для обеспечения безопасности сети.

В итоге "бизнес" успокоили лишь отчасти: оборудование поставят за счет государства, а вот какое это будет оборудование, как будет лицензироваться его работа и по каким стандартам, пока так и не решено, притом что уже 1 ноября Закон вступит  в силу. Принятый в спешке как рамочный (то есть не содержащий конкретных технических характеристик, которые еще разрабатывать и разрабатывать, причем "на новом поле"), теперь так же в спешке Закон дорабатывается. И для ускорения сложной и вообще не вполне ясной для Минкомсвязи работы последнее на днях обратилось к крупнейшим операторам и РСПП с просьбой принять участие в разработке новых стандартов работы, соответствующих принятому Закону. Так, например, надо установить правила сертификации всех новых систем, обеспечивающих работу интернета "по новому порядку".

 

Как подчеркивается, обращение носит рекомендательный характер. В действительности же налицо последствия скоропалительного принятия слишком  сырого Закона. Хочется верить, что консультации с непосредственными представителями отрасли, которые по–хорошему должны были осуществлять до, а не после принятия новых мер, дадут положительный результат. Пока же могу констатировать как минимум слишком ранний срок для перехода на "новый" Интернет, не имеющий объективного стратегического обоснования. Подождем 1 ноября…

Смотрите также:
© 2009 Информационный портал политической партии Справедливая Россия